Информация по представляемым материалам
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, орган дознания, следователь, суд назначает экспертизу. ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК является пожарно-техническим учреждением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В связи с этим ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК проводит только пожарно-технические экспертизы.
Пожарно-техническая экспертиза производится в целях установления обстоятельств возникновения и развития пожара, а также способствующих ему условий.
Определение обстоятельств возникновения пожара является одной из ключевых задач при расследовании гражданских и уголовных дел о пожарах, поскольку эти обстоятельства могут быть определенным образом связаны с действиями людей или с проявлениями природных явлений.
Пожарная экспертиза решает задачи определения места и времени возникновения первоначального горения (очага пожара), установления механизма возникновения и развития горения, а также выявления обстоятельств, способствующих возникновению и развитию пожара. При производстве пожарно-технической экспертизы, как и некоторых других инженерно-технических экспертиз, возникает необходимость анализировать техническую документацию сгоревшего объекта, а также проводить оценку сведений об обстоятельствах возникновения, обнаружения и развития горения, проводить моделирование процессов, происходивших в процессе пожара.
Объектами пожарно-технической экспертизы являются:
- место пожара;
- обгоревшие и обуглившиеся конструктивные элементы и части зданий;
- поврежденные транспортные средства и другие крупногабаритные предметы;
- механизмы и оборудование или их узлы и детали;
- обгоревшие и необгоревшие предметы и их остатки (включая предполагаемые технические средства поджога или предметы со следами легковоспламеняющихся и горючих жидкостей);
- предметы с локализованными следами теплового воздействия (проплавами, прогарами и проч.);
- пожарный мусор (зола, пепел, угли, части обгоревших предметов, веществ и материалов), следы копоти и прогаров на объектах, пробы материала с участков под прогарами;
- устройства для зажигания веществ и материалов;
- устройства пожарной сигнализации, средства пожаротушения;
- электронагревательные приборы вместе со шнурами;
- фрагменты электрических проводов и кабелей со следами оплавлений;
- устройства электрозащиты (плавкие предохранители, автоматические выключатели и проч.), электрокоммутирующие устройства с признаками аварийных режимов;
- материалы дела, по которому производится пожарно-техническая экспертиза.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Где находился очаг пожара?
От какого источника зажигания произошел пожар?
Что послужило причиной возникновения данного пожара?
Каковы пути распространения огня из очага пожара?
Какие требования правил пожарной безопасности были нарушены и находится ли это нарушение(я) в прямой причинно-следственной связи с возникновением данного пожара?
Имеются ли признаки, характеризующие горение при пожаре в присутствии горючих жидкостей?
Возможно ли возникновение горения данных веществ, материалов, изделий при конкретных условиях?
Возможно ли самовозгорание (тепловое, химическое, микробиологическое) данных веществ и материалов при данных условиях?
Возможно ли возникновение горения данных веществ, материалов, изделий при конкретных условиях?
и другие вопросы.
Основные документы и объекты, необходимые для проведения пожарно-технической экспертизы:
протоколы осмотров места пожара, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами;
сведения о дате пожара, месте и времени его обнаружения, погодных условиях;
характеристики сгоревшего объекта, данные о материалах и огнестойкости конструкций;
сведения о событиях, предшествовавших пожару и находившихся в причинно-следственной связи с его возникновением;
сведения о нахождении на объекте пожара людей и условий их пребывания;
признаки, по которым был обнаружен пожар, и условия его обнаружения, особенности развития и тушения пожара, его общая продолжительность, последствия;
сведения о находившейся на объекте горючей загрузке, ее локализация и способы размещения;
подробные электросхемы электроснабжения объекта;
характеристики систем отопления, пожаротушения, устройств электрозащиты;
предметы, материалы имеющие отношение к данному пожару.
ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК располагает аттестованными ЦЭКК МЧС России специалистами, на право самостоятельного производства судебных экспертиз в качестве государственного судебного эксперта, по следующим специализациям:
-Реконструкция процесса возникновения и развития пожара;
-Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов СПТЭ;
-Молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов СПТЭ;
-Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ;
-Полевые инструментальные методы при исследовании объектов СПТЭ;
-Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий.
Пожарно-технические экспертизы в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК производятся по территориальному принципу и в порядке очередности их поступления.
Срок производства пожарно-технической экспертизы составляет 20 суток и исчисляется:
либо с момента принятием экспертом к производству данной экспертизы (о чем производится уведомление лица назначившего экспертизу);
либо с момента поступления денежных средств по оплате экспертизы на счет ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК;
либо с момента получения от суда письменного сообщения об отказе стороны произвести предварительную оплату экспертизы
Порядок назначения и производства пожарно-технических экспертиз определяется законодательными и нормативно правовыми актами Российской федерации
Постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, и экспертизы по делам об административных правонарушениях, прилагаемые к нему материалы, принимаются руководителем ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК или иным специально назначенным сотрудником ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК и рассматриваются руководителем ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК или лицом, его замещающим, в день поступления.
Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях объекты принимаются в упакованном и опечатанном виде. Исключение составляют объекты исследования, имеющие большие габаритные размеры, упаковка которых затруднена. При этом неупакованные объекты принимаются только непосредственно от лица, назначившего экспертизу.
Упаковка должна содержать соответствующие пояснительные надписи, включая сведения о лице, проводившем упаковку, его подпись и дату. Упаковка должна исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.
Материалы дела (оригинал) принимаются в прошитом виде, с пронумерованными листами. В сопроводительном письме указывается количество томов (листов).
В исключительных случаях, материалы дел могут приниматься в ксерокопиях.
Требования к ксерокопированным документам - заверены по правилам делопроизводства, четкость прочтения, полное соответствие оригиналу. Не удовлетворяющие требованиям к ксерокопированным документам материалы дел, не принимаются.
При поступлении материалов на судебную экспертизу и экспертизу по делам об административных правонарушениях с нарочным, на постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях, а также на их копии указывается дата и время получения материалов, наличие (отсутствие) упаковки представленных объектов, факт соответствия количества представленных упаковок (объектов) и имеющихся на упаковке реквизитов, сведений, указанных в постановлении (определении). Данные записи скрепляются подписью, принимающего лица, на копии постановления (определения) и лица, представившего материалы, на постановлении (определении), которое остается в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК.
В случаях, когда требуется исследовать значительный объем материалов, применить продолжительные по времени методики исследования, а также при наличии значительного количества ранее назначенных и находящихся в производстве судебных экспертиз, руководителем судебно-экспертного учреждения устанавливается иной срок производства судебных экспертиз.
В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов, а также отсутствия разрешения на применение при производстве судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях разрушающих методов (при наличии такой необходимости) об этом немедленно докладывается руководителю судебно-экспертного учреждения и направляется соответствующий письменный запрос органу или лицу, назначившим судебную экспертизу. При этом производство судебной экспертизы приостанавливается до получения соответствующих материалов, но не более чем на двадцать суток.
При неполучении в указанный срок ответа, либо получении отрицательного ответа эксперт проводит судебную экспертизу по имеющимся материалам, с применением неразрушающих методов, или возвращает материалы с указанием причин невозможности дать заключение.
По мимо проведения судебных пожарно-технических экспертиз и экспертиз по делам об административных правонарушениях, сотрудники ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК, на этапе проверки, в процессе рассмотрения сообщения о преступлении предусмотренного ст. 144 УПК РФ, привлекаются для исследования пожаров в качестве специалиста, права и обязанности которого предусмотрены ст.ст. 58 и 80 УПК РФ.
Рекомендуется, перед назначением экспертизы, обращаться за консультацией в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК по тел. (3852) 50-42-63 (канцелярия) или по тел. (3852) 50-42-65 (сектор судебных экспертиз).
Чем отличается эксперт от специалиста.
Основным носителем специальных знаний, согласно действующим УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, Федеральному закону № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» является эксперт, использующий свои специальные знания при производстве судебной экспертизы – важнейшей процессуальной формы использования специальных знаний в судопроизводстве.
Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя, дознавателя, суда, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, сведущим лицом – экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.
По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказательств. Форма экспертного заключения предусмотрена ст. 80 УПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 86 АПК РФ, ч. 5 ст. 26.4 КоАП РФ, ст. 25 Федерального закона № 73-ФЗ.
Специалист использует свои специальные знания и навыки для содействия следователю или суду в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств, оказывает помощь в постановке вопросов эксперту, а также дает разъяснения сторонам и суду по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию. Сведения о фактах, установленных специалистом, и его разъяснения фиксируются в протоколе следственного или судебного действия, протоколе об административном правонарушении и являются доказательствами по делу.
Устные консультации специалиста или его письменные разъяснения, оформленные в виде заключения, также являются доказательствами (ст. 58, 271 УПК РФ, ч. 1 ст. 157 ГПК РФ). Подчеркнем, что в отличие от эксперта специалист не проводит инструментальных исследований материальных объектов (ч. 3 ст. 80 УПК РФ).
Требования к приему проверочных материалов по пожару в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по АК установлены такие же, как и для приема материалов дел для производства судебных экспертиз и экспертиз по делам об административных правонарушениях.