В Год педагога и наставника многие из нас вспоминают своих самых любимых учителей и преподавателей. Людей, существенно повлиявших на профессиональное и личностное становление, безвозмездно передавших свои накопленные знания и умения. Не менее интересно поговорить и с молодыми учителями, которые только-только начинают свой педагогический путь, интересен их свежий взгляд на преподавательскую и наставническую работу. Мы побеседовали с молодым педагогом дополнительного образования Виолеттой Одерихиной, которая с головой погрузилась в тематику МЧС России, став кадетским наставником. Мы задали ей несколько вопросов о развитии кадетского движения в лицее №52 города Барнаула, на базе которого успешно функционирует корпус юных спасателей.
Виолетта, в прошлом году 1 сентября кадетскому корпусу «Спасатель» лицея №52 исполнилось 10 лет. Вы, как молодой педагог, пришедший полтора года назад в учебное заведение, что можете рассказать о движении?
Мое знакомство с кадетским корпусом началось с подготовки к ежегодному важному мероприятию - с Присяги. Уже тогда я поняла насколько это серьезное движение, насколько значимо это направление работы.
До этого более 4 лет я была курсантом военно-патриотического клуба «Сибирь», функционирующего на базе организации «Память» Пост №1 города Барнаула». Весь патриотический, а где-то даже и спортивный, туристический опыт я получила именно благодаря этому объединению. Я была задействована в судействе различных соревнований, в том числе международных, в их организации.
Активно занимаясь в военно-патриотическом клубе, я познакомилась и с руководством 52-го лицея, в итоге мне предложили должность кадетского воспитателя. Было приятно столкнуться с не совсем обычными школьниками, которым необходимо соблюдать дисциплину, у которых были свои обязанности, которые носили исключительно кадетскую форму, погоны, чищенные туфли - всё с иголочки. Безусловно, соблюдение такого строгого порядка учит подрастающее поколение ответственности, формирует характер на всю последующую жизнь.
Я сама из семьи сотрудников МЧС: мой отец, дядя и двоюродный брат посвятили себя службе в пожарной охране. Мне всегда нравились люди в форме, их военная выправка. В свое время сама носила форму курсанта, поэтому, когда пришло время выбирать свой дальнейший профессиональный путь, выбор пал на своего рода продолжение династии. Приятно осознавать, что уже занимаю место среди своих родных, которые мной гордятся, ведь они хорошо знают сотрудников чрезвычайного ведомства, с кем я сейчас активно взаимодействую по работе.
Что можешь сказать о переменах, которые произошли в лицее уже при тебе?
Что касается перемен в лицее, которые я успела отметить с момента своего появления здесь, то, в первую очередь, он касается прироста количества кадетов. Случалось и такое, когда ребята переходили к нам из других школ. Всего сейчас у нас более 800 кадетов. За счет этого, а также активного участия в городских, краевых и международных соревнованиях, достижений в спорте, науке и творчестве, изменился и статус нашего учреждения - были мы средней общеобразовательной школой, стали лицеем. Всего этого не было бы, если бы не грамотное руководство и заинтересованность директора лицея №52 Татьяны Викторовны Пономаревой.
Признаюсь, с таким количеством мероприятий, в которых участвует лицей, я не сталкивалась еще нигде. Иногда мы не успеваем «остыть» от одного события, как приближается следующее. Открытие городского фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО по лыжным гонкам «Лыжня Славы», слёт военно-патриотических клубов, посвящение воспитанников, присяга кадетов, парад ко Дню Победы... Очень плотно взаимодействуем с Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю, с сотрудниками спасательного ведомства: то организовываем соревнования по хоккею, то снимаем видеоролики, рассказывающие о работе различных подразделений. Многие из кадетов в будущем планируют поступать в ведомственные вузы системы МЧС России.
Мы стараемся держать марку лицея, проводя столь серьезные и масштабные мероприятия районного, городского, краевого, федерального уровней. Наша задача, если мы с кем-то соревнуемся, везде брать первые места, чтобы в дальнейшем показать себя и на федеральном уровне. Как доказательство, наши кадеты несколько раз являлись победителями краевой профильной смены дружин юных пожарных, неоднократно становились призерами по спасательному и пожарному направлению на всероссийских сменах во Владивостоке.
Было ли у молодых кадетских педагогов наставничество? Вводили ли в курс дела или все пришлось постигать самостоятельно? В чем заключается твое кадетское наставничество?
Кадетский преподаватель – подготовленный работник, который уже может преподавать кадетам, например, такие дисциплины, как огневая, строевая подготовка, туризм, а также подготовить к соревнованиям по пожарно-спасательным дисциплинам. Когда я пришла преподавать, я всё это умела. Трудность заключалась в том, что я должна была понять, с кем именно буду работать.
С огромным количеством ребят необходимо было наладить контакт. На руку мне сыграло то, что я молодой преподаватель, мне проще найти общий язык со школьниками. Важно было с самого начала грамотно себя подать, «взять» харизмой. Когда ребенок видит и эмоционально считывает, что ты многое знаешь и умеешь, что ты даешь нужную информацию, которую еще и интересно подаешь, все у всех начинает получаться. Важно искренне транслировать свою заинтересованность, увлеченность работой, тогда заинтересуешь и других.
В чем еще заключается твое кадетское наставничество?
Кадетское наставничество подразумевает за собой не только преподавание определенных дисциплин. Мы как товарищи и наставники следим не только за успеваемостью своих закреплённых классов, способствуем их росту, определяем их способности к тому или иному виду деятельности, но и просто наблюдаем за психологическим состоянием своих подопечных. Если что-то идет не так, информируем руководство лицея, родителей.
Наш кадетский корпус «Спасатель» – один из образцовых коллективов кадетского движения в Алтайском крае, объединяющий в себе мальчишек и девчонок в возрасте от 7 до 18 лет. Сильны они не только в знаниях и умениях пожарно-спасательного дела, но и в спорте, творчестве, науке. С такими большими задачами и активностями, которые выбирают ученики лицея, справиться порой очень трудно, поэтому наша задача как наставников кадетов – не только поделиться знаниями, но и суметь разглядеть способности ребенка, способствовать их развитию, всячески помогать ребятам.
Есть ли среди кадетов ребята, чье имя уже прославляет ваше учебное заведение, где именно кадет себя проявляет?
Мы богаты кадетами, которыми по-настоящему можем гордиться. Одна из них - Кунгурцева Дарья. Сейчас она является президентом лицея №52. К примеру, на 1 всероссийском съезде проекта «Российское движение детей и молодежи «Движение Первых», который на территории Алтайского края был презентован в стенах нашего образовательного учреждения, Дарья была отмечена за достижения в разных сферах. Она победитель краевых, региональных соревнований по ОБЖ, всероссийских состязаний среди дружин юных пожарных, среди команд по пожарно-спасательным работам. Кроме того, наша ученица является еще и активистом российского движения школьников, студенческих отрядов. Мы ею очень гордимся!
Случались ли истории спасения, когда на помощь приходил ваш кадет?
Да, было и такое. Дело было в 2021 году, дедушка с двумя внуками отправился на водоем купаться. Неожиданно пожилого человека стало затягивать под воду. К счастью, его внуки были нашими кадетами. Один из мальчиков смог вытащить тонущего дедушку, оказать ему первую помощь, мгновением позже появились уже взрослые. Никто и представить не мог, что подготовка к соревнованию «Зарница» поможет спасти человеку жизнь, а спасителем оказался собственный внук 10 лет! Это ли не пример очевидной пользы от участия ребят в кадетском движении?