Интервью подготовила Тамара Логинова, "Алтайская правда".
По словам начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю генерал-майора внутренней службы Александра Макарова, который в этом году отмечает свой 23-й День спасателя, все его подчиненные всегда готовы прийти на помощь попавшему в беду человеку.
И гордость, и скорбь
– Александр Владимирович, с каким настроением встречаете профессиональный праздник?
– Во-первых, есть чувство гордости за большую проделанную работу, за наши подразделения, за сотрудников, не раз бросавших вызов беде и побеждавших. Но есть и скорбь. Для МЧС этот год очень тяжелый. Погиб наш министр Евгений Зиничев. Каждый в нашей системе, я уверен, относился к нему с глубоким уважением. Как руководитель, он сделал многое для сотрудников МЧС. Это касается роста престижа профессии, оснащения современной техникой, поддержания высокой степени готовности всей системы. Невосполнимая для нас утрата…
Мы, безусловно, достигли хороших результатов в нашей служебной деятельности. За прошлую зиму 2020–2021 годов впервые за много лет не допустили происшествий на воде. Совместными усилиями всех служб системы предупреждения и ликвидации ЧС удалось избежать серьезных последствий паводка. Были проведены взрывные работы, другие подготовительные мероприятия до половодья и когда оно началось. Мы заблаговременно перемещали группировку в зоны риска, активно применяли беспилотную авиацию.
Затем борьба с природными пожарами, еще одна сезонная беда. Стояла аномально сухая погода, ежедневно приходилось ликвидировать травяные пожары. Несколько периодов было, когда наша техника не успевала даже заезжать в пожарные части. Делали все на ходу, оперативно, в полевых условиях.
В Михайловском, Каменском районах пришлось защищать села от наступающего огня. У нас достаточно долгое время организовано тесное взаимодействие со всеми ведомствами, с полицией, администрацией на местах, дорожными службами, лесоохраной и другими. Действуем как один слаженный механизм. И я всем коллегам, которые с нами в одной команде работают для обеспечения безопасности, хотел бы сказать слова благодарности.
Знаете, любой пожар можно потушить стаканом воды, если сделать это вовремя. Мы всегда стараемся малыми силами предотвратить большую беду, сработать на предупреждение.
А с чем мы чаще всего сталкиваемся, прибывая на вызов? Зачастую видим, что пожар уже вовсю полыхает. Есть понятие «позднее сообщение о пожаре». Начинаем выяснять обстоятельства, оказывается, в СМИ информация о нем появилась раньше, чем поступил звонок в нашу службу. В школе учат: случился пожар – сообщай о нем немедленно. А есть такие люди, кто не торопится так поступать. Сначала на сотовый телефон снимают, отправляют в социальные сети… Желание поймать хайп здесь только вредит.
Настоящие «тушилы»
– И там, на месте пожара, ваши подчиненные проявляют героизм?
– Да. И зачастую с риском для жизни. Недавно, например, в Залесово так было. В доме, полностью охваченном огнем, находились трое детей. Наш пожарный без дыхательного аппарата через окно проник в помещение. На ощупь нашел надышавшихся дымом, вытащил. Конечно, он понимал опасность, но такова работа. У нас нет равнодушных людей. К нам идут не заработать деньги, а служить по зову души.
Для меня самое напряженное – ждать бойцов из зоны ЧС, из огня. А у них основное – выполнить боевую задачу.
– А насколько трудно вырастить настоящего спасателя-профессионала?
– Нелегко. На самом деле чувство интуиции, умение быстро принимать нужные решения приходит только с годами службы. Настоящие пожарные, спасатели, которые спинным мозгом чувствуют вибрацию несущей конструкции, разные угрозы, могут все просчитать, получают такие навыки с опытом. Поэтому в МЧС развито ветеранское движение. Уходя на пенсию, профессионалы не покидает систему. Остаются с нами, обучают молодых бойцов, встречаются со школьниками. Это дает свои результаты. Нынче мы награждаем двух мальчишек, которые спасли на реке пятерых детей и женщину. Наше поощрение – это одно, а радость от сохранения чьей-то жизни – она бесценна.
– После ЧС проводится ли разбор полетов? И кто, на ваш взгляд, заслуживает особой похвалы?
– Конечно, профессионально мы разбираем любую ЧС, так как в ликвидации той или иной ситуации бывают свои недочеты. Профессионалу необходимо их рассматривать, чтобы дальше уже не повторять. Каждый пожар не похож на другой, уникален, как отпечаток пальца. Но есть определенные моменты, которые нужно систематизировать при выявлении и устранении тех или иных замечаний.
Боюсь хвалить кого-то отдельно, достойных бойцов много. Но выделил бы такие фамилии. Председатель совета ветеранов Георгий Ивкин проработал всю жизнь в пожарной охране, остается с нами и сейчас. Начальник Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда Алексей Мельников – настоящий профессионал. «Тушилами» по праву могу назвать Александра Распопова, Алексея Кудрявцева, Ярослава Грабовского. В прошлом году благодаря участию губернатора учредили новую награду – «Заслуженный работник пожарной охраны Алтайского края». Ее нынче получит Парпыбай Уметов, долгое время возглавлявший пожарный отряд Бийска.
На самом деле все мои коллеги делают работу с полной отдачей. Я благодарю за это своих заместителей, начальников подразделений, отрядов и пожарных частей. А также рядовых пожарных и спасателей, диспетчеров, работников ГИМС. Ведь от того, как каждый из них делает свое дело на своем конкретном участке, в итоге зависит вся система безопасности в крае.