4 марта 2014, 05:00
5
10 минут

"Лучшие в Сибири"

Проведение конкурсов среди различных подразделений давно стало доброй традицией в МЧС России. Благодаря этим состязаниям на федеральном уровне выявляются лучшие, те, кто становится примером и образцом для подражания, настоящие профессиональные коллективы и их руководители. Отрадно отметить, что подразделения МЧС Алтайского края ежегодно и с большим успехом принимают участие в подобных конкурсах.

В прошедшем году в Сибирском федеральном округе были подведены итоги смотра-конкурса на звание «Лучший центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации». Победителем в Сибирском федеральном округе стал Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю. Сегодня нам довелось поговорить с руководителем подразделения, полковником внутренней службы Александром Распоповым.

 

- Александр Викторович, каким был прошлый год для вашей службы, для Центра управления в кризисных ситуациях?

- С одной стороны, ничем особенным этот год для нас не отличался. Мы, как и всегда, выполняли свою повседневную работу, в соответствии с задачами, стоящими перед Центром: сбор информации, подготовка прогнозов, оперативное управление силами при ликвидации происшествий. В общем, держали руку на пульсе событий.

Но с другой стороны, в 2013 году мы участвовали в реагировании на 3 чрезвычайные ситуации, на 63 происшествия и свыше 500 различного рода оперативные события, а это уже нельзя назвать повседневной рутиной. Не бывает одинаковых чрезвычайных ситуаций, не бывает одинаковых пожаров... Мне, как руководителю, особенно заметно, как в такие напряжённые моменты проявляется профессионализм, сработанность и взаимопонимание в коллективе, как люди учатся и совершенствуют свои знания и умения.

 

- Какой-то из эпизодов прошедшего года запомнился особенно?

- Пожалуй, стоит вспомнить о первых днях весны, когда по всему краю бушевали метели. Особенно непростыми стали выходные дни 8-10 марта. На территории практически всего края дорожными службами велись работы по расчистке дорог от снежных заносов, пожарные, спасатели и полиция патрулировали опасные участки.

Главная задача была скоординировать и направить силы таким образом, чтобы не допустить по-настоящему трагичных последствий метели. А ведь к таким последствиям были все предпосылки: на телефоны дежурной смены поступало огромное количество звонков с сообщениями о попавших в западню автомобилях. Что поделать, если из-за опасения разрушить свои повседневные планы многие наши сограждане готовы рискнуть своим здоровьем и жизнью.

В эти дни аварийным и оперативным службам приходилось вызволять из снежного плена ни один застрявший автомобиль. Важно отметить, что самое активное участие в этой непростой работе приняли и подразделения МЧС. Центром управления силами в кризисных ситуациях был организован мониторинг и прогнозирование обстановки, сбор и анализ информации, налажено межведомственное взаимодействие. Общими усилиями трагичных последствий этой бури удалось не допустить.

По-настоящему жаркими эти дни выдались и для дежурных смен ЦУКС, которым пришлось контролировать обстановку на территории всего края, начиная от крупных городов и заканчивая самыми отдалёнными уголками.

 

- Если говорить о масштабах края, в чем, на ваш взгляд, особенности управления в кризисных ситуациях с учетом алтайской специфики?

- Край у нас уникальный, поэтому принципы нашей работы, подходы хоть немного, но отличаются спецификой, несут своеобразный «местный» отпечаток. Судите сами: площадь края составляет 168 тысяч квадратных метров, 10-е место в Сибири по размеру территории. Но у нашего не самого большого региона самое сложное административно-территориальное деление – 12 городских округов и 60 (!) муниципальных районов. И в каждом районе, каждом городе на круглосуточном дежурстве находятся наши подразделения: пожарные части, отдельные посты, поисково-спасательные отряды. Этими немалыми силами нужно грамотно управлять, координировать их действия, своевременно оказывать поддержку или, напротив, запрашивать помощь для соседей. Для эффективного взаимодействия и обмена информацией в каждом городе и районе на сегодняшний день созданы подразделения ЕДДС (единая дежурно-диспетчерские службы), которые, говоря официальным языком, «являются органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС». Наш Центр в круглосуточном режиме находится на связи с каждой из этих служб, в кратчайшие сроки из любого района края мы можем получить любые интересующие нас сведения. При необходимости, на место происшествия может быть направлена оперативная группа ЦУКС, имеющая большие технические возможности в плане сбора и отправки информации, в том числе, в режиме видеоконференцсвязи.

 

- Возвращаясь к основной теме нашего разговора, расскажите о конкурсе и участии в нем. Насколько сложно выйти на первое место среди представителей двенадцати краёв и областей?

- Крайне сложно. Этот смотр-конкурс проводится ежегодно и не просто ради вручения наград и дипломов, как может подумать человек со стороны. Его цели - повышение готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, стимулирование профессиональной деятельности, роста профессионализма личного состава. При таких серьёзных целях и подход к участникам жёсткий. Результаты деятельности, оснащённость, организация работы каждого центра подробно анализировалась по десяти критериям, среди которых состояние и готовность системы управления, телекоммуникационное обеспечение, организация оперативного дежурства и многие другие.

Конкуренция со стороны коллег была более чем серьёзной, но мы её с честью выдержали, и наш Центр управления в кризисных ситуациях был назван лучшим в Сибири. Этим фактом нельзя не гордиться, эта победа – признание высоких профессиональных качеств всего нашего коллектива.

 - Наверняка нужно немало сделать, чтобы заслужить такое признание.

- Нужно понимать, что главная задача каждого такого центра – обеспечение безопасности населения, максимально эффективная организация работы в чрезвычайных условиях. А первое место на таком конкурсе лишь показывает, что мы на правильном пути, и служит стимулом к дальнейшему развитию.

А сделано действительно немало и в плане работы с личным составом, повышения профессионального уровня коллектива, и в плане технического оснащения. В 2013 году установлены видеостены в зале для селекторных совещаний, в зале оперативной дежурной смены и оперативного штаба, приобретено программно-аппаратное оборудование, другая современная техника, в том числе для оперативных групп. Выполнено немало работы, связанной с формированием информационно-справочной системы, паспортов территорий и объектов, всевозможных баз данных, которые помогают сделать реагирование на ЧС более эффективным.

Проделанная работа была высоко оценена на самом высоком уровне. В прошедшем году состоялся рабочий визит в Алтайский край полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского. Он посетил Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, ознакомился с работой нашего Центра управления в кризисных ситуациях. Полномочный представитель Президента побывал и на площадке, где был развёрнут подвижный пункт управления Администрации Алтайского края и Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.

Подвижный пункт управления - специально оборудованный мобильный комплекс, оснащенный необходимыми техническими средствами, предназначенный для размещения оперативной группы Главного управления в полевых условиях. Этот пункт, его оснащение и поддержание в готовности – тоже наша забота и здесь нам есть чем гордиться.  Например, в его составе есть уникальный по своим характеристикам мобильный комплекс информирования и обучения населения, который представляет собой светодиодный экран, размещённый на шасси автомобиля «Валдай» и сопутствующее оборудование: аудиосистему, систему химического и радиационного мониторинга. Виктор Толоконский, ознакомившись с организацией работы ППУ, особо отметил, что такие передвижные штабы с возможностью автономной работы должны быть в каждом регионе. Готовность пункта была подтверждена в ходе регионального смотра, который прошел в Кемеровской области в июле, и на котором мы были признаны лучшими…

Словом, о том, что сделано и что ещё предстоит сделать, можно говорить долго.

 - И всё это, в конечном счёте, для того, чтобы помощь попавшим в беду людям была эффективной и своевременной…

- Да, конечно. И очень важно, что оснащению и совершенствованию деятельности центров управления силами в кризисных ситуациях руководство МЧС России уделяет такое пристальное внимание. Без поддержки и активного участия Министерства и Сибирского регионального центра МЧС России многие наши начинания не были бы реализованы и претворены в жизнь столь эффективно и в кратчайшие сроки. Ведь в наше стремительное время высоких технологий, механизмы и алгоритмы оказания помощи людям, попавшим в беду, тоже вышли на новый уровень. И эффективная работа подразделений МЧС просто невозможна без участия единого центра, который координирует, информирует, налаживает необходимое взаимодействие.

 

 

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3852)-202-319
Приёмная
8 (3852) 65-82-19
Единый «телефон доверия»
mchs@22.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)