23 июня 2015, 06:00
11
9 минут

«Настроены быть первыми». Интервью с начальником Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Алтайскому краю полковником внутренней службы А.В. Распоповым

Очевидно, что эффективная работа подразделений МЧС невозможна без участия единого центра, который координирует, информирует, налаживает необходимое взаимодействие. Именно поэтому подразделениям ЦУКС, их развитию, совершенствованию методов работы личного состава, техническому оснащению уделяется такое повышенное внимание.

В Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, как и в других подразделениях, подводят итоги за первое полугодие текущего года. В круглосуточном режиме здесь кипит повседневная работа: сбор информации, подготовка прогнозов, оперативное управление силами при ликвидации происшествий. Здесь держали и продолжают держать руку на пульсе событий. Об итогах работы за истекший период 2015 года и планах развития на ближайшее будущее мы поговорили с руководителем подразделения, полковником внутренней службы Александром Распоповым.

 

- Александр Викторович, как вы можете охарактеризовать первые шесть месяцев 2015 года с «оперативной» точки зрения?

 

- В этом году у нас количество чрезвычайных ситуаций в сравнении с прошлым годом не выросло, в 2015 году зарегистрированы ЧС только местного масштаба, муниципального уровня.

К счастью, в этом году паводок не достиг таких серьёзных размеров как в прошлом, скорее можно говорить всего лишь об отдельных случаях превышения критических отметок уровня воды на территории ряда муниципальных районов, подверженных подтоплению. Это не привело к таким катастрофическим последствиям как в прошлом году, хотя и заставило активно действовать силы и средства краевой подсистемы РСЧС. И сегодня паводковая обстановка в городе Барнауле остаётся у нас на контроле.

 

- Контроль обстановки на территории всего края, начиная от крупных городов и заканчивая самыми отдалёнными уголками – не самая простая задача. Насколько эффективно она выполняется?

 

- Задача действительно сложная, но мы справляемся. Важнейшую роль играет накопленный опыт, опыт «горячего» 2014 года, события которого стали хорошей школой для каждого участника работы. На сегодняшний день я оцениваю действия не только дежурных смен, оперативных групп, но и подразделений ФПС, и аварийно-спасательных служб достаточно высоко.  Нами действительно накоплен серьёзный опыт, мы постоянно учимся и реагируем на возникающие угрозы на должном уровне. Наши знания и умения это позволяют.

 

- Обсуждая эффективность работы Центра, нельзя не упомянуть о конкретных чрезвычайных ситуациях и реагировании на них. Так, обстановка с паводком на территории края до сих пор остаётся на контроле...

 

- Да, если при каких-то техногенных происшествиях, пожарах у нас подразделения реагируют достаточно быстро и завершают ликвидацию  последствий случившегося в течение нескольких часов или суток, то паводок – «затяжная» чрезвычайная ситуация.

Нарастающим итогом на территории края был подтоплен 91 населенный пункт в 39 муниципальных образованиях, 986 домов, 4169 приусадебных участков. На подтопленных территориях в течение периода осложнения паводковой обстановки проводились работы по устройству стока талых вод из населенных пунктов, откачке воды из подтопленных домов, велась прочистка ливневых канализаций и возведение заградительных насыпей. На всех подтопленных территориях были открыты пункты временного размещения населения, работали 12 оперативных групп. Для контроля обстановки были проведены авиаоблёты подтопленных территорий, организованы подрывы на затороопасных участках. Такова краткая характеристика паводкового сезона в 2015 году.

Практически с начала апреля и по сегодняшний день в работе по ликвидации ЧС были задействованы силы не только подразделений МЧС, но и службы РСЧС территориальной подсистемы. Достаточно долгий период и это нелегко – организовывать работу, вести контроль обстановки в течение столь долгого времени…

 

- Одно из самых серьёзных происшествий за отчётный период – пожар на барнаульской ТЭЦ-2 и его последствия.

 

- Пожары на таких объектах всегда крайне опасны, чреваты серьёзным нарушением жизнедеятельности граждан, функционирования различных учреждений и предприятий. При ликвидации возгорания на барнаульской ТЭЦ-2 почти четыре часа в сложных и опасных для жизни условиях, вели борьбу с огнём 60 человек личного состава противопожарной службы. Данная чрезвычайная ситуация могла иметь самые серьёзные последствия для энергоснабжения объектов не только города, но и края, если бы не оперативная и слаженная работа всех привлечённых структур.

Всё было сделано оперативно: на теплоэлектроцентраль были своевременно доставлены необходимые для работы дизель-генераторы, тепловые щиты, осветительные башни. Все службы края и города приняли активное участие в восстановлении работы ТЭЦ-2. Ситуация находилась на постоянном контроле губернатора Алтайского края, главы администрации г. Барнаула, Главного управления МЧС России по Алтайскому краю и ряда других ведомств.

Основная сложность же состояла в том, что на восстановление полной работоспособности ТЭЦ-2 требуется достаточно продолжительное время. Оно необходимо не только на то, чтобы заменить какие-то сгоревшие, кабели, провода, но и на то, чтобы обеспечить соответствие всей технологической основы современным требованиям к электрохозяйству. Впрочем, это уже задача специалистов.

Тем не менее, ЧС муниципального характера, связанная с этим пожаром, в Центре управления силами в кризисных ситуациях до сих пор остаётся на контроле. Так положено, пока не устранили все последствия, пока идут восстановительные работы…

 

 - Неотъемлемая часть работы центра – постоянное совершенствование умений и навыков личного состава, проверка технической составляющей в ходе всевозможных учений и тренировок. Особое внимание здесь уделяется готовности к работе подвижного пункта управления. Какие есть достижения в этом плане?

 

- В этом году, в марте, проводилась тренировка под руководством Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Николая Рогожкина. Учения были масштабными, с привлечением всех сил и средств территориальной подсистемы РСЧС. В районе посёлка Затон, в открытом поле, нам удалось в кратчайшие сроки развернуть полностью автономный, функционирующий пункт управления, в котором было всё необходимое для жизни и работы большого количества специалистов. Тогда мы получили высокую оценку, Полномочный представитель Президента Российской Федерации отметил наш высокий уровень готовности к ликвидации ЧС.

Да, мы достигли определённых успехов в плане совершенствования подвижного пункта управления. В прошлом году по итогам конкурса наш ППУ был признан лучшим в Сибири. На сегодняшний день мы определили для себя задачу, которая заключается в переводе всего пункта на мобильную основу, то есть полностью отказаться от палаток и модулей. Выглядеть это должно примерно так: движется колонна из техники с различными функциями, со специалистами на борту, автомобили останавливаются в нужной точке и сразу начинается работа. Никакого отвлечения сил и траты времени на развёртывание!

 

- В Сибирском региональном центре МЧС России, как и в самом Министерстве, успехи коллектива ЦУКС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю не остаются незамеченными. Ведь сделано действительно немало и в плане работы с личным составом, повышения профессионального уровня коллектива, и в плане технического оснащения…

 

- С гордостью за свой коллектив хочу сказать, что в прошлом году мы признаны лучшим Центром управления в кризисных ситуациях в России. Отчасти и потому, что на сегодняшний день мы уделяем большое внимание росту своих сотрудников, их обучению. Смотр-конкурс среди Центров проводится ежегодно и не просто ради вручения наград и дипломов. Его цели - повышение готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, стимулирование профессиональной деятельности, роста профессионализма личного состава.

Критерии для участников конкурса достаточно жёсткие и на сегодняшний день все наши коллеги из других регионов стремятся «подтянуться» до нашего уровня. В таких условиях, с такими конкурентами достаточно тяжело оставаться первыми. Но мы приложим все усилия чтобы остаться лидерами.

 

Пожелаем коллективу и руководству Центра успехов во всех планах и начинаниях. В наше стремительное время, механизмы и алгоритмы оказания помощи людям, попавшим в беду, тоже вышли на новый уровень. А значит – постоянное развитие и совершенствование – верный, прогрессивный путь для такого подразделения.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3852)-202-319
Приёмная
8 (3852) 65-82-19
Единый «телефон доверия»
mchs@22.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)