Игорь Николаевич Лисин, начальник Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (Барнаул, Россия), полковник внутренней службы
В статье рассмотрены вопросы о современных подходах к управлению рисками в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Дана оценка значению системы управления и путям ее совершенствования, направленным на повышение эффективности деятельности элементов системы на всех этапах предупреждения, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД - СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
В 2015 году исполняется 25 лет со дня создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Датой создания считается 27 декабря 1990 года - день основания Российского корпуса спасателей, который был образован на правах государственного комитета РСФСР постановлением Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1990 года № 606 в порядке реализации постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июля 1990 года «Об образовании Российского корпуса спасателей»1.
Целью создания ставилась координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.
В целях дальнейшего совершенствования государственного управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая получила аббревиатуру - РСЧС.
За период своего существования система РСЧС претерпела определенные структурные изменения, была утверждена на законодательном уровне и получила название - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Последними изменениями в действующем законодательстве урегулированы вопросы функционирования РСЧС, закреплено, что она действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, законодательно утверждены координационные, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, конкретизированы общие правила их деятельности.
Следует отметить мировую уникальность системы РСЧС, которая заключается в том, что вопросами предупреждения и ликвидации ЧС занимается не отдельное ведомство, а система уполномоченных в области защиты от ЧС органов управления всех уровней.
МЧС России за период своего существования как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты от ЧС, также претерпело ряд реформ. Наиболее весомые из них - это вхождение в его состав Государственной противопожарной и горноспасательной служб, Государственной инспекции по маломерным судам, создание целого ряда специализированных, уникальных даже в мировой практике, высокотехнологичных спасательных подразделений космической, авиационной, водной, подводной, горной, конно-кинологической, медицинской, химической, радиационной, биологической и другой функциональной направленности.
В настоящее время МЧС России - это эффективная система реагирования на чрезвычайные ситуации, в которой постоянно внедряются новые технологии и специальное оснащение, используются все новые и новые возможности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а в целом РСЧС - динамично развивающаяся система государственного антикризисного управления.
Целями создания РСЧС и последующих реформ в области защиты населения от ЧС является достижение максимально высокой интеграции и управляемости системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Глобальные чрезвычайные ситуации на территории Российской Федерации, в том числе и Алтайского края, подтверждают требования, предъявляемые к эффективности системы управления в области защиты от ЧС.
В мае-июне 2014 года на территории сразу четырех субъектов Российской Федерации в Сибири - республик Алтай, Тыва, Хакасия и Алтайского края произошла чрезвычайная ситуация федерального масштаба, обусловленная наводнением, в результате которого только в Алтайском крае было подтоплено 128 населенных пунктов. В зоне подтопления находилось более 18 тысяч жилых домов с населением свыше 50 тысяч человек.
Для ликвидации чрезвычайной ситуации таких масштабов потребовалось создание группировки сил и средств численностью свыше 4 тысяч человек и более тысячи единиц техники. В ликвидации последствий ЧС участвовали десятки органов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций. Из зоны ЧС эвакуировано свыше 40 тысяч человек, около 3,5 тысячи человек было отселено в пункты временного размещения. Свыше 25 тысячам человек оказана медицинская и другая помощь. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС продолжались больше месяца. Огромный по своему объему и спектру решаемых задач комплекс восстановительных работ был организован и выполнен администрацией Алтайского края и муниципальными образованиями, лично Губернатором Алтайского края, главами органов местного самоуправления, руководителями организаций, добровольцами, простыми людьми в первые месяцы после стихии и до наступления холодов. А в целом, восстановительные работы уже в более спокойном рабочем ритме, нечрезвычайного характера, продолжаются и сегодня.
Такие масштабы ЧС потребовали максимально эффективной работы и координации действий большого количества органов управления, сил и средств на огромной территории и в условиях ограниченного времени.
В апреле текущего года произошли масштабные природные пожары в Республике Хакасия и Забайкальском крае, где сильный шквалистый ветер перебросил огонь из лесостепной зоны на населенные пункты.
Свыше 1200 сгоревших и поврежденных огнем домов, более 4,5 тысячи пострадавших и 31 погибший - таковы последствия разрушительных пожаров в Хакасии. Всего огнем оказались охвачены 38 населенных пунктов. Для тушения пожаров было задействовано около 5 тысяч человек. На борьбу с огнем были брошены сотни единиц техники, включая авиацию и специальные пожарные поезда. Собраны дополнительные силы с других регионов России.
Практически одновременно начались пожары в Забайкальском крае. Там огонь из лесостепной зоны пришел в 18 населенных пунктов. Огнем повреждено свыше 200 домов. Погибли четыре человека. Для тушения пожаров было задействовано около 2 тысяч человек, десятки единиц техники, в том числе - пилотируемая и беспилотная авиация.
Огромный масштаб территории пожаров и быстрое распространение огня потребовало максимально эффективной организации управления силами и средствами по ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом были выявлены проблемы, связанные с реализацией полномочий должностными лицами отдельных органов государственной власти, местного самоуправления и уполномоченных организаций, которые свидетельствуют о том, что работу по созданию эффективной системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций необходимо наращивать.
Объем и сложность задач, которые должны решать уполномоченные должностные лица, заключаются в динамично развивающейся правовой базе, регулирующей отношения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, и в постоянно совершенствующейся, в том числе на основе современных информационных технологий, системе управления.
При подведении итогов деятельности РСЧС в Сибири за первое полугодие 2015 года, в том числе по ликвидации пожаров в Республике Хакасия и Забайкальском крае, Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе поставлена задача по созданию более четкой системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на основе научных прогнозных данных, главный упор сделан на раннее прогнозирование и снижение рисков.
На сегодняшний день осуществлены эффективные мероприятия, направленные на достижение максимально высокой интеграции и управляемости системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В их числе - создание в каждом субъекте Российской Федерации центров управления в кризисных ситуациях МЧС России и единых дежурно- диспетчерских служб муниципальных образований - органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, главной функцией которых является круглосуточный мониторинг оперативной обстановки, позволяющий принимать своевременные меры по предупреждению и мгновенно реагировать на угрозу или возникновение ЧС.
В настоящее время Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю - орган повседневного управления, осуществляющий круглосуточный мониторинг оперативной обстановки и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, оснащенный современными техническими средствами. В 2014 году Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю признан лучшим в Российской Федерации.
На цели совершенствования системы управления в области защиты населения от ЧС направлено создание и развитие подвижных пунктов управления - специально оборудованных, технически оснащенных мобильных комплексов, предназначенных для управления силами и средствами по ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно в зоне ЧС. В 2014 году подвижный пункт управления Главного управления МЧС России по Алтайскому краю признан лучшим в Сибирском федеральном округе.
На цели совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций направлена проводимая в настоящее время работа по созданию в Российской Федерации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Единый номер вызова экстренных оперативных служб подтверждает необходимость максимальной интеграции системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
На эти же цели направлено и совершенствование единых дежурно-диспетчерских служб, главной задачей которых является прием в каждом городском округе и муниципальном районе сообщений, несущих информацию об угрозе, возникновении чрезвычайных ситуации или происшествий, организация эффективного взаимодействия экстренных оперативных служб.
Для обеспечения эффективной работы единых дежурно-диспетчерских служб предстоит еще многое сделать, это касается их технического оснащения, кадровой составляющей, других аспектов. Муниципальные образования, которые целенаправленно занимаются этими вопросами находят возможности укомплектовать и оснастить единые дежурно-диспетчерские службы в полном объеме.
Самым современным подходом к системе управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций является проводимая в настоящее время работа по построению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» - автоматизированной системы управления, обеспечивающей мониторинг и прогнозирование угроз чрезвычайных ситуаций, оповещение населения, с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурно-диспетчерских служб для их оперативного взаимодействия.
Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» является основой защиты населения от ЧС в каждом муниципальном образовании и включает в себя все имеющиеся аппаратно-программные ресурсы служб экстренного реагирования, объединенные в единый управляющий механизм.
Базовым уровнем построения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является муниципальный район и городской округ, а основными элементами, т.е. центрами получения информации и принятия решений, являются также единые дежурно-диспетчерские службы, развитие которых - задача органов местного самоуправления на текущий период.
На сегодняшний день в построении системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций уже сделано многое, направления дальнейшего развития определены, поэтому на современном этапе требуется объединить усилия государства и органов местного самоуправления для достижения максимальной эффективности системы управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Правильным будет отметить важнейшую роль совершенствования образования и формирование новых подходов к подготовке и повышению квалификации управленческих кадров. Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю на постоянной основе поддерживаются тесные связи с различными учреждениями всех уровней образовательной системы, начиная с дошкольного образования до высших учебных заведений края, а также образовательных учреждений системы МЧС России.
В Алтайском крае широко представлено кадетское движение, только по направлению пожарно-спасательной подготовки подрастающего поколения и формирования культуры безопасности жизнедеятельности создано 26 кадетских классов, а в городе Рубцовске - даже целая школа (кадетский корпус).
Очередным этапом такого взаимодействия стало соглашение с Алтайским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и запланированные мероприятия по ориентации студентов академии по различным направлениям ОБЖ и пожарно-спасательной подготовки от практических занятий до учений и тренировок. Одна из таких тренировок под девизом «Спасатель - это Я и все мои Друзья!» прошла в октябре в г. Барнауле. На протяжении ряда лет психологи Главного управления МЧС России по Алтайскому краю проводят со студентами не только лекционные и семинарские занятия, но и предлагают пройти стажировку в режиме чрезвычайной ситуации, что в комплексе дает устойчивый надежный результат в обучении будущих психологов и формирует личную устойчивость к различным стрессовым ситуациям.
К слову сказать, Алтайский филиал академии и сам развивается весьма уверенными темпами, прекрасно видит перспективы своей деятельности и готовит высококвалифицированные управленческие кадры, они то уж точно понимают, каким должен быть «Безопасный город».
Скачать журнал со статьёй можно здесь.