Сотрудники пожарных подразделений МЧС России не склонны к саморекламе и преувеличению собственных достижений, много говорить о себе здесь никто не привык. Не принято среди огнеборцев и называть свою профессию героической, себя считать героем, рассказывать о том, как тушил и кого спасал. Да, «разговорить» человека из пожарной дружины бывает нелегко, но уж если удаётся, то беседа почти всегда бывает интересной. Именно такой разговор у нас получился с Дмитрием Кубышкиным, помощником начальника караула пожарно-спасательной части №9 города Барнаула Алтайского края.
У каждого свой путь в пожарную охрану и далеко не всякий из огнеборцев с ранней юности определился с выбором профессии и сразу оказался, что называется, «на своём месте». Возможно, и старший прапорщик внутренней службы Кубышкин в детстве не мечтал стать именно пожарным, ведь профессий, в том числе и чисто мужских, много.
- После службы в армии я работал в разных местах: на стройке подсобным рабочим, на заводе механических прессов токарем (я училище закончил по специальности токарь-фрезеровщик). У меня был сосед, который на тот момент работал в пожарной охране. Видя, как я «ищу себя», он посоветовал мне сходить к начальнику пожарной части, попробовать, так сказать. Сходил, познакомились, предложили пройти военно-врачебную комиссию. В итоге, взяли меня на должность радиотелефониста в Барнаульский учебный центр противопожарной службы. Было это в 1997 году, и первые три года я работал в этой должности, потом я окончил одиннадцатимесячные курсы среднего начальствующего состава, меня поставили на должность помощника начальника караула и с тех пор я работаю в этой должности, в 9 пожарно-спасательной части.
Каждый день опасность буквально дышит жаром в лицо пожарному. И риск, постоянная готовность бросить вызов смертельной опасности – неотъемлемая часть работы огнеборца. Особенно острые, особенно яркие моменты огненной биографии навсегда остаются в памяти ветеранов. И пламя, и дым, и треск не выдерживающих жара стен – всё оживает, всё было как будто вчера.
- Пожаров потушено было очень много, не сосчитать… помнятся особенно те, что были в 2000-е годы, в начале службы. Вот, например, на Старом базаре города Барнаула мы тушили камеры хранения, было это 6 января 2001 года. Тушить его начал предыдущий, первый караул в 4 часа утра, мы их сменили в 9 и в 9 следующего дня сменили нас. Целые сутки провели на пожаре, мороз - минус 53 (и это днём, а ночью ещё холоднее)! Пообморозились все, перерыв был только на обед и чтобы переодеться. Сложный пожар: очень холодно, очень большая площадь да ещё с обрушением. Физически и морально было непросто, но мы выстояли.
Ради чего пожарный без страха входит в огонь и дым? Ради чего забывает о себе и бросает вызов огненной стихии? Конечно, во имя спасения людей. Сохранение человеческих жизней – главная задача, её решение оправдывает риск и те нечеловеческие усилия, которые прилагают сотрудники МЧС при работе на месте происшествия.
- Зимой 2003 года мы приехали на пожар, горела крыша жилого дома и веранда открытым огнем, очень много было огня. Подбежали соседи и начали кричать, что внутри дома есть люди. К дому даже близко подойти было трудно, очень большая температура, жар так и пышет. Честно сказать, уже и не надеялись, что люди внутри живы. Знаете, тяжёлое такое чувство… И тем не менее, рук не опустили: взломали решётку на окне кое-как, включились в дыхательные аппараты, прошли в дом. Пока один боец со стволом водой защищал нас от жара, мы искали по комнатам и никак не могли никого найти. Оказалось, что семья из трёх человек, - муж, жена и трёхлетний ребёнок, спрятались в погребе. Открыл крышку люка, свечу на них фонарем – они сидят, на меня смотрят, живые и здоровые. Рукой машу – вылезайте, а они ни в какую, испугались, наверное. Пришлось одному товарищу спрыгивать в тесный подпол и «выталкивать» их по одному. Спасённых посадили в машину, принесли одеяла, отогрели. Если б мы не нашли их, они бы наверняка задохнулись. И кроме как в подпол у них дороги не было: веранда вся в огне, на окнах глухие решётки, так что всё правильно сделали.
Довелось мне как-то и товарища спасти. Тушил один из бойцов крышу частного дома, а крыша под ним и провалилась, дом ветхий был. Кое-как я к нему пробрался, он уже без сознания был, хрипел, дымом надышался, горло и руки обжёг. Каска и подкасник рядом лежат – снял, когда сознание терял. Попытался его поднять, а он парень крупный, больше 100 килограмм. Еле-еле вытащили его из огня. В общем, благополучно всё закончилось.
В течение четырёх дней с 8 сентября по 11 сентября 2010 года шла борьба с лесным пожаром на территории Михайловского района Алтайского края. В результате неблагоприятных погодных условий, вызванных сильным ветром и высокой температурой воздуха, произошел переход природного пожара с территории Республики Казахстан на территорию Михайловского района Алтайского края. Первый удар стихии пришёлся на село Николаевка. На место происшествия немедленно были стянуты значительные силы. Но мощь огненной стихии была такова, что укротить её сразу не удалось. Сильный, сухой ветер разнёс пламя по всей деревне и, не смотря на усилия участников работы, в н.п. Николаевка сгорело 237 жилых домов, значительная часть населённого пункта. Тем не менее, если бы не героическая работа пожарных подразделений, стихия принесла бы гораздо больший ущерб.
- В тот день я находился на дежурстве, помню, тушили дом в пригородном посёлке. Вернулись в подразделение, мокрые и грязные, к нам подошёл начальник части и сказал нужно выехать на тушение лесного пожара. Караулу дали три минуты на сборы, мы успели схватить тревожные сумки и в составе колонны направились в Николаевку, за 450 километров от Барнаула. Нас сначала направили в посёлок Малиновое озеро, на охрану населённого пункта, затем далее на тушение леса. Там были вырубки, после старых пожаров пригодный лес забрали, а сухие ветки, сучья лежали в валах, длина таких валов километров 6-10, ширина около восьми и высота полтора-два метра. По ним огонь распространялся с огромной скоростью. Мы разбирали валы, чтобы его остановить.
Побывал я и в сгоревшей Николаевке. Там основная работа была уже закончена, пожарные занимались проливкой территории. Впечатление, конечно, удручающее, столько горя людского... Особенно запомнилась мне следующая картина: улица кирпичных домов выгоревших дотла, а посреди пепелища стоит старенький деревянный домик, а рядом стог сена, нетронутый огнем и бабушка на крыльце сидит. Как так вышло – ума не приложу.
Ещё я в составе группировки в 2013 году выезжал на тушение лесного пожара в Томскую область, в Верхнекетский район. Недели две был там, бегал с ранцевым огнетушителем (от места пожара до воды было три километра), копал траншеи, противопожарные разрывы, рвы. Тяжёлая, но очень важная работа.
Ни одному человеку не суждено узнать, каким бы он был, сложись его судьба иначе, поверни он на одном из перекрёстков в другую сторону. Однако, вот уже 19 лет Дмитрий Кубышкин идёт по выбранному пути и что это, как не призвание, как не преданность любимому делу.
- С возрастом бывает, что люди пересматривают свою жизнь, анализируют, рассуждают о том, что можно было бы в ней изменить, если повернуть время вспять… Я бы ничего не хотел изменить, жизнь у меня удалась, работу я свою очень люблю. Значит, будем служить, тушить и спасать.
…А у нас есть другой интерес -
Жизней линии продлевать,
Раз уж служим с тобой в МЧС
И работа у нас – спасать.
И наградою главной – миг,
Для которого ты рождён,
Когда вновь видит неба лик
Обреченный, что был спасён.