9 августа 2016, 14:00
14
9 минут

"Институт старост очень активно развивается в Алтайском крае". Интервью начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Игоря Лисина.

Интервью корреспондента газеты "Алтайская правда" Вадима Кулешова с начальником Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Игорем Лисиным:

Институт сельских старост становится главным помощником оперативных служб в обеспечении безопасности населенных пунктов края. Комплексная защита отдаленных сел от различных угроз – общая забота всех уровней власти, но общественники играют в этой системе особую роль. «Старосты всегда находятся в эпицентре событий, – рассказывает начальник Главного управления МЧС России по Алтайскому краю генерал-майор внутренней службы Игорь Лисин. – Благодаря этим инициативным и неравнодушным людям в экстренные службы своевременно поступает самая достоверная информация о положении дел в поселениях».

К ним прислушиваются

– Игорь Николаевич, как построена работа со старостами?

– Институт старост в последнее время очень активно развивается в крае. Руководство региона уделяет большое внимание этому направлению, поддерживая общественников, которые в отдаленных населенных пунктах являются фактически добровольными помощниками власти и гарантами в вопросах безопасности жизнедеятельности местного населения. Сибирский региональный центр МЧС России видит большой потенциал при решении вопросов организации профилактической работы и реагирования на ЧС и происшествия в задействовании сельских старост и внедряет этот опыт по всей Сибири.

В Алтайском крае 70 муниципалитетов. Старосты, которых сегодня уже более полутора тысяч,  избраны практически в каждом поселении. Это уважаемые, авторитетные люди, к которым прислушиваются, в населенных пунктах они фактически несут исполнительные и распорядительные функции органов местного самоуправления. В том числе огромную роль старосты играют в обеспечении безопасности.

Благодаря их добросовестной работе оперативные службы своевременно получают информацию об обстановке с пожарами и о других происшествиях природного или техногенного характера. Через сельских старост мы доводим до отдаленных сел важную информацию, касающуюся обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, и самое главное, их предупреждения. Одним словом, сегодня это наши лучшие помощники, которые всегда находятся на связи с подразделениями МЧС, органами местного самоуправления и едиными дежурными диспетчерскими службами в суточном и экстренном режиме.

– Как на практике это происходит? Допустим, случился пожар – куда бежать старосте?

– Это не тот человек, который самостоятельно должен ликвидировать возгорание, хотя и такое бывает. Самое главное, чего мы ожидаем от старосты, – это полная, достоверная информация о беде. Будь то пожар, подтопление и т. д. Староста – это объективный первоисточник, на сведения которого можно положиться оперативным службам и муниципальным властям. На основании полученной от него информации задействуется необходимое количество сил и средств при ликвидации чрезвычайной ситуации.

Староста способен с большой долей точности указать место ЧС и, если потребуется, принять первичные меры по спасению людей и имущества. Он может поднять людей на защиту населенного пункта, к примеру, от степного пала, организовать оповещение жителей о надвигающейся угрозе. Через сельских старост доводится информация до населения муниципального образования, организовываются сельские сходы. С их помощью уточняются списки социально неадаптированного населения, одиноких пенсионеров и инвалидов, многодетных семей.

Кроме того, организовано взаимодействие сельских старост с едиными дежурно-диспетчерскими службами края по вопросам прогнозирования чрезвычайных ситуаций, через них доводятся штормовые прогнозы, обстановка с пожарами, а также угрозы паводковых ситуаций. В зимнее время староста может предупреждать людей о прогнозируемых снежных заносах, гололеде на дороге и других рисках, которые могут привести к трагедии.

Первый источник

– Можете привести конкретные примеры взаимодействия?

– Их множество. В апреле этого года за помощью обратилась староста села Сверчково Целинного района, которая была серьезно озабочена состоянием лесопожарной обстановки. Она сообщила, что на территории много заброшенных участков и домов, велика вероятность, что загорятся трава и строения. Есть масса примеров, когда из-за бездействия в таких ситуациях выгорали целые улицы. Получив сигнал, мы оперативно выехали в населенный пункт, где привлекли к работе представителя администрации и надзорные органы. Общими силами навели порядок и тем самым сработали на предупреждение ЧС.

В начале июня из-за обильного  дождя с гор сошел селевой поток на небольшое село Сараса Алтайского района. Грязевой поток по руслу ручья спустился в село, подтопив участки и жилые дома на улице Кузьмина. Оперативные данные о бедствии поступили практически мгновенно от старосты села. Совместными силами были организованы мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Благодаря старосте мы совместно с администрацией района оперативно нарастили силы и даже привлекли к ликвидации последствий ЧС Сибирский спасательный центр.

– В каких районах старосты работают более активно?

– Хорошо поставлена работа по развитию института старост в Заринском (24), Тальменском (21) и Чарышском (19) районах. От 5 до 10 старост в Шипуновском, Усть-Калманском, Первомайском, Троицком, Панкрушихинском районах. Есть и проблемные муниципалитеты, такие как Зональный район. Видимо, пока не все понимают, какую важную роль играют старосты в вопросах безопасности и защиты населения от угроз, для оказания первичной помощи и в плане профилактики.

– Они получают вознаграждение?

– Институт сельских старост организован в соответствии с региональным законом № 45-ЗС от 7 июня 2012 года «О старосте сельского населенного пункта Алтайского края». Сегодня на оплачиваемой основе исполняют полномочия более 20% старост. Оплата производится из средств бюджетов поселений и зависит от объема выполняемых полномочий и финансовых возможностей. Остальные работают на добровольных началах при поддержке сельсоветов и районов.

Движущая сила в этой деятельности – полное понимание старостами своей важной роли в жизнедеятельности села. К счастью, оно есть! В большинстве случаев даже без наличия финансовой базы находятся общественники, которые берут на себя ответственность за жизнь и здоровье односельчан.

В июне текущего года в Тальменке прошел I Cлёт старост сельских населенных пунктов Алтайского края. Идея его проведения возникла на съезде муниципальных образований региона. На повестку были вынесены вопросы развития института сельских старост в крае, обсуждение проблем, возникающих в процессе работы. Представители районов презентовали успешный опыт работы, отметили лучших. Среди них – староста посёлка Казанцево Новодраченинского сельсовета Заринского района Юрий Кадочников, староста посёлка Краснодубровский Завьяловского сельсовета Завьяловского района Иван Титов, староста посёлка Пролетарская Крепость Борисовского сельсовета Залесовского района Нина Капичникова, староста села Зеленая Дубрава Каяушенского сельсовета Родинского района Владимир Дементьев и другие.

Лучшие общественники получили поощрения Главного управления МЧС России по краю. И услышали в свой адрес слова благодарности за то, что они заботятся не о личном благополучии, а о развитии своих населенных пунктов. На слете главам муниципалитетов было рекомендовано провести у себя в районах сборы старост. Поддержать работу в этом направлении готовы наши коллеги из правоохранительных органов и других ведомств. Все прекрасно понимают, что профилактика и предупреждение ЧС – наша общая задача, решив которую мы спасем сотни человеческих жизней.

 

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3852)-202-319
Приёмная
8 (3852) 65-82-19
Единый «телефон доверия»
mchs@22.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)