Сергей Диденко
Начальник Сибирского регионального центра МЧС России
Пресс-конференция начальника Сибирского регионального центра МЧС России Сергея Диденко в информационном агентстве ТАСС (г. Новосибирск) 14 сентября 2016 г.
Каковы основные риски в Сибири?
Сибирь славится большим количеством рисков. Здесь всё - природные, техногенные и социально-биологические риски. Какие из них основные, а какие – нет? Основные, наверное, те, которые больше приносят людям проблем. Для Сибири это природные и бытовые пожары, паводки, землетрясения, дорожно-транспортные происшествия, с учетом сибирского климата опасны и коммунальные аварии, серьезные происшествия на производственных объектах, риски, связанные с пребыванием людей в природной среде, различного вида эпизоотии. Хочу отметить, мы в этом году взяли курс и намерены его продолжать, курс на предупреждение ситуации, на раннее реагирование на происходящее. И уже есть первые, хоть и скромные, но результаты. Наметилась тенденция на снижение гибели людей в результате разного вида чрезвычайных ситуаций и происшествий, тенденция улучшения качества жизни людей за счет их безопасности. Мы в Сибирском федеральном округе под руководством полномочного представителя президента, комиссии по чрезвычайным ситуациям в округе, с участием всех органов власти субъектов, федеральных органов, властей муниципалитетов, общественных организаций, граждан предпринимаем все меры, чтобы продолжить эту тенденцию. Одна из мер – широкоформатное освещение проводимых мероприятий и объяснение людям, должностным лицам, организациям, учреждениям правил поведения, разъяснение нюансов, важных для каждого человека, если он попал в проблемную историю.
Готовы ли вы к новым рискам? Например, в этом году вспышка сибирской язвы. Как это повлияло на вашу работу? Каких дополнительных мер от вас это потребовало?
Ситуация с сибирской язвой, которая случилась у наших коллег на Урале, дала нам толчок, заставила провести дополнительные учения, дополнительную проверку готовности тех сил, служб, которые предназначены для борьбы с эпизоотиями и эпидемиями, проверить их оснащение. В Сибири предварительно была проведена прививочная кампания среди животных и специалистов группы риска. Все эти мероприятия позволили нам избежать той же проблемы, которая возникла на территории соседнего округа.
И таким образом по всем мероприятиям мы старались идти на опережение, потому что в итоге дешевле предотвратить ЧС, нежели ликвидировать её последствия. Так мы работали весной, в предпаводковый период, когда совместно с подразделениями Росгидромета, Росводресурса мы заранее просчитывали, какие участки и населенные пункты ввиду тех или иных погодных или природных климатических условий попадут в зону подтопления. Причем, если за месяц-два можно знать состояние дел лишь приблизительно, то уже за трое, пять, до десяти суток можно с высокой точностью понимать, какие территории попадут в опасную зону и, проводя превентивные мероприятия, минимизировали последствия. В Иркутской области своевременные
подрывы льда позволили не получить подтоплений. Алтайский край и Томская област так же своевременно были приняты меры по оповещению людей, по информированию, по эвакуации, по строительству инженерных сооружений, по работе гидропостов, которые отслеживают движение волны по реке с расчетом прибытия ее в конкретную точку, где живут люди. Все это позволило нам практически не иметь трагических последствий и минимизировать ущерб для граждан и экономики.
То же самое могу сказать о ландшафтных пожарах. В этом году мы тоже предприняли беспрецедентные меры. Еще в январе-феврале сделали упор на предупредительные мероприятия, создали патрульно-маневренных группы из числа активных граждан, добровольцев, которые затем весной патрулировали территории населенных пунктов и окрестности в марте-апреле, выявляли возгорания, оперативно тушили их. Было привлечено к этой работе более 50 тысяч человек по округу. Было предотвращено распространение огня с земель поселений, с сельскохозяйственных земель внутрь населенных пунктов в 76 случаях. В результате этой работы мы существенно снизили количество природных пожаров.
Жёстко усилили профилактическую работу, надзорную работу с привлечением всех надзорных органов. Хотелось бы сказать слова благодарности сотрудникам полиции, прокуратуры, органам надзора в лесах, которые за счет своевременного выявления нарушителей противопожарного режима и нарушителей пожарного законодательства в целом также помогли предотвратить огромное количество пожаров. Такой результат вполне нас радует. В конце года мы сделаем аналитику выполненных мероприятий, создадим соответствующие методики, чтобы в следующем году еще активнее и продуктивнее воздействовать на различные виды ситуаций.
Можно проследить тенденцию: растет или снижается количество ЧС, материальный ущерб, людские жертвы? Насколько мы безопаснее начинаем жить?
Итоги за год подводить рановато, но, в общем, на сегодняшний день, если пройтись по основным цифрам, то отмечаем снижение гибели людей на пожарах на 12-14 процентов. Это серьезный показатель. Снижение гибели на воде порядка на 35-40 процентов. Каждую последнюю неделю летнего месяца мы проводили масштабную акцию «Вода – безопасная территория». Привлекали к профилактическим и предупредительным мероприятиям специалистов муниципалитетов, полиции, надзорных органов, организаций, которые обслуживают пляжи и т.д. Вот за счет этих мероприятий мы сократили гибель людей.
Положительная динамика в обеспечении туристической безопасности. На Байкале, Алтае, в Красноярском крае, где обычно бывает много туристов, также удалось снизить гибель на 30-35 процентов, не смотря на то, что в этом году был отмечен наплыв отдыхающих. По предварительным данным, на 20 процентов больше туристов посетило наши сибирские места.
Мы наблюдаем удивительный факт. По общему количеству спасенных людей за год цифра будет серьезно ниже, чем прошлом году. По одной причине – качественная предупредительная работа, меньшее количество людей оказывалось в чрезвычайных и проблемных ситуациях, меньшее количество людей нуждалось в помощи. Это результат предупредительной эффективной работы.
Приведите примеры самых значимых операций, крупных чрезвычайных ситуаций.
У нас настолько много всевозможных спасательных операций. Сибирь – это треть страны. В единой государственной системе предупреждения и ликвидации задействовано порядка 360 тысяч человек в различного рода спасательных операциях и предупредительных мероприятиях. Ежедневно заступает на дежурство порядка 70 тысяч человек и 20 тысяч единиц техники, которые по всем направлениям обеспечивают безопасность жизнедеятельности населения. Поэтому операций много было. По-прежнему, больше всего людей гибнет в ДТП и на пожарах. Хотя крупными или значимыми эти происшествия вряд ли можно назвать, они случаются ежедневно.
Из крупных и значимых считаю то, что Сибирь активно помогает Дальнему Востоку ликвидировать последствия разрушительного тайфуна и ливневых циклонов. Мы направили туда 350 спасателей, которые разбиты на аварийно-восстановительные, аварийно-спасательные бригады и делают все необходимое, чтобы скорейшим образом восстановить жизнедеятельность пострадавшего населения. Авиация наша туда убыла и работает по доставке грузов, переброске сил. Психологи наши там активно работают. Гуманитарная операция, которую сибирские регионы организовали в считанные дни и перевезли нашей авиацией в Приморский край 85 тонн груза. Причем, это крайне нужный сейчас груз – тепловые пушки, радиаторы, печи, хоз. инвентарь, детское питание. Это важнейший элемент нашей совместной работы с общественными организациями, с субъектами Сибири.
Из ситуаций трагических - гибель нашего самолета в Иркутской области и связанные с этой трагедией поисковые работы. В сложнейших условиях наши спасатели вели поиски и в кратчайшие сроки нашли своих товарищей, выполнили все мероприятия по эвакуации и транспортировке тел родственникам. Это было в сотнях километров от населенных пунктах, в сплошном задымлении. Людей привозили, высаживали на отмели, буквально, потому как было не подобраться к этому месту трагедии.
Ну, и, конечно, ряд крупномасштабных ситуаций, связанных с нарушением теплоснабжения в зимний период и на территории Красноярского края, и в Бурятии. За счет развития органов управления на муниципальном уровне, я имею в виду единые дежурно-диспетчерские службы, за счет развития института сельских старост мы очень оперативно, эффективно старались принимать все решения по всем видам ЧС и происшествий, что привело к существенному снижению проблем по всем направлениям деятельности людей, стабильной работе экономики.
Вы упомянули вначале, что новые риски дали толчок к необходимости проведения дополнительных учений. Какие сценарии отрабатываются?
С учениями в МЧС, и в Сибири в частности, дело обстоит мощно, масштабно, планомерно. Учений только в рамках единой государственной системы предупреждения в течение года проходит порядка семи тысяч, если учитывать и объектовый уровень, и субъектовый, и муниципальный, и федеральный уровни. Например, на Байкале в конце августа у нас были крупные учения, направленные на повышение защищенности туристов. Отрабатывали нештатные ситуации, связанные с работой в горах, со спасением с помощью вертолета с воды, по спасению в горных условиях на урезе воды, где и с воды не подойдешь и сверху не подобраться. Применялось специальная техника, специализированное оборудование, которое позволяет практически вертикально под отрицательным углом наклона утеса поднять пострадавшего. Система буксировки и организации тушения пожара на водном транспорте, за счет тех сил и средств, которые у нас есть для тушения на воде. Всё это дает серьезную подготовку участникам учений. Подобного рода учения проводим в условиях Крайнего Севера. У нас в Дудинке стоит арктический отряд, и, как только наступают морозы, он регулярно тренируется. Спасатели действуют в радиусе сотен километров, чтобы дойти в этих тяжелейших условиях, забрать и эвакуировать человека, не только по воздуху, но и по земле.
В Забайкалье традиционно тяжело с пожарами. Будет ли там усилена авиационная группировка МЧС, может быть, самолет-амфибия будет постоянно базироваться?
Уточним, в Забайкалье традиционно тяжело с лесными пожарами. За охрану и состояние лесов, за ликвидацию лесных пожаров отвечает Рослесхоз, это подразделение министерства природных ресурсов России. Здесь необходимо говорить о комплексе мероприятий для всех структур, которые занимаются проблемой возникновения и ликвидации лесных пожаров. Конечно, МЧС России активно в этом участвует, и предоставляет все силы и возможности, оказывая максимальную помощь специалистам лесных хозяйств. Наша главная задача – не допустить лесной пожар в населенный пункт, чтобы природные возгорания не причинили ущерба соцобъектам, объектам жизнеобеспечения и экономики. Максимальную помощь оказываем в переброске десантников-парашютистов нашей авиацией, доставке оборудования и снаряжения. Помощь заключается и в создании специальных групп, о которых я уже говорил. Когда мы поднимаем силы муниципалитета, добровольцев, общественных и других организаций для того, чтобы проводить профилактическую работу с людьми, патрульную работу по выявлению возгораний и нарушителей противопожарного режима и так далее. Это и есть эффективная работа. В этом году возбуждено порядка 200 дел по факту нарушения законодательства, нарушения противопожарного режима в субъектах. Это тоже является воздействием.
Вопрос о системе 112. Есть какой-то срок, в какой вы хотите, чтобы система 112 окончательно заработала на территории СФО?
Система всегда будет совершенствоваться, но в 17-м году мы хотим сделать серьезный шаг к тому, чтобы она всерьез заработала на всей территории Сибирского федерального округа. Где-то в автоматическом режиме, где-то в автоматизированном режиме, где-то на специальных рабочих местах с программным обеспечением по 112. Совершенствование системы потребует огромных денег, подготовки людей, подготовки автоматизированных рабочих мест. У нас 395 муниципалитетов, в каждом должны быть, по федеральным требованиям, как минимум, 6 служб, задействованных с центром системы 112. А вообще, мы говорим о том, что таких служб должно быть не меньше 15-18. Распоряжение правительства дает такое право субъектам дополнительно определять службы, кроме 101, 102, 103, 104. Есть и другие службы, не менее важные для людей, они касаются воды, тепла, энергетики, ветеринарии и многое другое. Например, поднял оператор трубку: «Здравствуйте, я тут увидела провод электропередач, который валяется, оборван». Мы же не скажем, извините, в постановление правительства нет такого пункта, мы не будем принимать сигнал. Мы должны его принять, но не просто принять. Оператор 112 – не только активный коммутатор, он должен сообразить, какую службу подключить к срочной ликвидации проблемы, которая возникла, и передать информацию туда. Вот именно над этим в 17-м году мы будем работать, чтобы в каждом муниципалитете при единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС) создать дополнительное подразделение операторов 112, которые именно таким образом и будет действовать, принимать звонок без всяких технических ответов, и перенаправлять в различные службы по предназначению. При этом, рядом находящийся оперативный дежурный ЕДДС будет уже оценивать обстановку, а достаточно ли этой службы, а какие последствия эта проблема может привести для жителей, которые попадают в эту зону, а нужно ли применение других сил или дополнительных сил для ликвидации аварии. Мы эту комплексную систему реагирования будем стараться выстроить не просто, чтобы потешить себя, что звонок принят, а самое главное, чтобы на него была правильная и быстрая реакция.
Сколько вкладывается средств в развитие материально-технической базы МЧС по Сибири?
Материальная база постоянно совершенствуется. Мы в этом году ведем активную работу по строительству в Кемерово всероссийского центра подготовки горноспасателей. Мы ведем серьезную реконструкцию сооружений и инфраструктуры в Сибирском спасательном центре, что под Новосибирском. С учетом Универсиады 2019 года в Красноярске ведем строительство мощного специализированного пожарно-спасательного центра с центром управления в кризисных ситуациях, который будет обеспечивать безопасность Универсиады и затем останется для работы по Красноярскому краю. На Байкале мы ведем строительство центра государственной инспекции по маломерным судам для обеспечения безопасности байкальского региона. Если говорить о дополнительном оснащении, мы надеемся обновить парк вертолетов. Мы получили в этом году порядка сотни квадроциклов, снегоходов для работы в труднодоступных местах. Почти до 100 процентов довели вещевое снабжение наших людей, которые работают и на пожарах, и на спасении людей, особенно в северных условиях. В этом году завершим оснащение подразделений, которые реагируют в условиях Крайнего Севера, по последнему слову техники и вещевого имущества.
А по субъектам могу сказать следующее. Мы попросили губернаторов сделать упор на предупреждение, обратить внимание на проведение профилактических мероприятий. Например, обеспечить пожарными извещателями малоимущие семьи, семьи с большим количеством детей, где есть инвалиды и престарелые. Мы попросили создать в субъектах профилактические группы для контроля противопожарной безопасности и других видов жизнеобеспечения.