Начальник Сибирского регионального центра Сергей Диденко ответил на вопросы газеты «Спасатель МЧС России» о проведенной реорганизации, а также о борьбе с масштабными пожарами и паводками, обрушившимися на восточную часть страны.
Интеграция состоялась
- Сергей Леонидович, прошло уже почти полгода с момента объединения дальневосточных и уральских территориальных управлений МЧС под крылом СРЦ. Можно ли сказать, что процесс интеграции завершен?
- Да, в принципе можно. Сегодня у нас нет никаких проблем во взаимодействии с присоединенными главками. Мы работаем над общими вопросами, подчиняемся одним и тем же требованиям и управляемся одним и тем же руководством. Нет ничего такого, что пришлось бы ломать и переделывать. Главное, чтобы были своевременно сформированы правильные оперативные требования, налажен контроль над их выполнением. С этим, я считаю, у нас все хорошо – ликвидация аварий и ЧС показывает, что региональный центр полностью управляет ситуацией. Дальше будем совершенствоваться, смещая акценты на предупредительную работу.
- То есть процесспрошел достаточно гладко?
- Особых трудностей не было. Правда, мы потеряли некое количество специалистов, которые бы нам пригодились. Значит, воспитаем новых.
- Довольны тем, как сейчас выстроена работа на территории СРЦ?
- Доволен. Продолжаем усиленное воздействие на все 27 регионов, точечно применяя имеющиеся окружные силы и прикрывая иногда слабые стороны, которые появляются в отдельных главках.
- Кстати, о силах и средствах. Предполагалось, что после всех изменений их станет больше. Вы это ощутили?
- Я бы уточнил, что маневрирование силами теперь гораздо проще. Ведь, как были специализированные части, спасцентры, учебные заведения, так они и остались. Сейчас мы можем своими решениями их легко перемещать по всей подконтрольной территории. Из Сибири, например, на Урал или Дальний Восток. Тем более министр выделил Сибирскому региональному центру дополнительную авиацию, за что мы очень благодарны. Авиация нам действительно нужна, мы ее часто и эффективно применяем. Ил-76, например, позволяет оперативно перебросить большие силы на любое расстояние. Это ценно.
Не гнаться за количеством
- Какие направления вам бы хотелось усилить в ближайшие годы?
- На мой взгляд, было бы правильно остановиться в закупке дополнительной
техники и дооснастить ту, что уже есть, современными радиостанциями, навигационным оборудованием, пожарно-техническим, аварийно-спасательным.
Новые образцы, которые будут закупаться, укомплектовать не проблема - что закажешь, то и поставят. Только прорабатывать техническое задание надо глубже, с учетом мнения территорий и специалистов. Сегодня на вооружении стоит довольно много хорошей, исправной техники 15-20 и более лет, но без современного оборудования.Есть, допустим, катер, но на нём нет эхолота. Или серьезный спасательный автомобиль с «автономкой» до 500 км, но без коротковолновой радиостанции.
К сожалению, у нас нет возможностиоснащать технику самостоятельно, на базе РЦ, так как средств под это не предусматривается. Но если бы была возможность определять необходимые закупки, то мы пошли быименно по такому пути.
Пожалуй, дополнительно сейчас нужны только серьёзные, самолетного типа БПЛА с радиусом действия хотя бы 70-100 км и способные действовать в тяжёлых погодных условиях.
Не жалеть нарушителей
- С началом пожароопасного периода с зауральских территорий пришло много сообщений о том, что очередной сельский староста предотвратил серьезный пожар. Получается, этот институт себя уже оправдал?
- Должен оправдать и обязательно оправдает. Институт только начинает развиваться. К сожалению, далеко не везде местные власти понимают его пользу и готовы формировать из него эффективный механизм предупреждения разного рода проблем. Тем не менее, мы настаиваем, что это очень важный и нужный институт.Сельские старосты должны поощряться, их должность надо сделать штатной и обязательно выборной. Сейчас на подконтрольных СРЦ территориях порядка 16 тысяч сельских старост – это выбранные односельчанами уважаемые люди, к мнению которых прислушиваются.
- Может,стоит наделить их полномочиями?
- Предполагается, что им люди уже доверяют, и не дело старост кого-то наказывать или штрафовать. Задумка ведь в том, чтобы они воздействовали на проблемы изнутри – как сосед на соседа, по-доброму, по-человечески, при этом своевременно сообщая о проблемах в единую дежурно-диспетчерскую службу. А когда запустится механизм реагирования, то у государственных служб все необходимые полномочия есть.
Возвращаясь к пожарам.Как можно было их предотвратить?
- ВЛесосибирске, Канске и ряде других населённых пунктов как раз не оправдали надежд старосты. Сжигание отходов на лесопилках и незаконное разведение огня на полях длились несколько дней.Вообще это многолетняя практика. Порочная, я бы сказал, практика. О ней все знают.Просто не оказалось рядом человека, в нашем понимании - старосты, который воздействовал бы на эту ситуацию сам, либо своевременно сообщил в соответствующие службы. Кроме того, имеет место обычная человеческая корысть, когда ответственные руководители вместо того, чтобы обеспечить в связи со своей деятельностью безопасность людей, обеспечивают лишьсвоё собственное благосостояние и благосостояние очень узкого круга лиц. Сейчас мы активно подключаем к расследованию пожаров правоохранительные органы, прокуратуру, СК, привлекаем к выявлению этих схем Общероссийский народный фронт. У каждого рукотворного пожара, безусловно, есть свой «герой».
- Как вам опыт Алтайского края, где губернатор пообещал лишать нарушителей пожарного режима господдержки?
- Великолепное решение! Я позвонил губернатору Алтайского края АлександруКарлину и выразил благодарность за такую реакцию. Если бы все руководители на местах, имея ответственность перед своим населением, действовали столь решительно, то у нас в стране была бы совсем другая ситуация по многим направлениям безопасности, в том числе и по пожарам. Иногда недоумение вызывает беззубость некоторых руководителей по отношению к откровенным нарушениям федерального законодательства. С такими вещами надо бороться.
Наука пока не даёт ответа
- Паводки -тоже регулярная напасть. Можно предотвратить постоянные подтопления?
- Везде – вряд ли. Сейчас происходяттакие гидрологические явления, которые не поддаются прогнозу. В том же Рубцовске никогда в жизни не было подъёма грунтовых вод с такими неприятными последствиями для населения. И никто, ни один ученый не может сказать,где в следующем году и при каких условиях поднимется вода. Есть только предположения – например, что причиной служит заиление рек, ведь их сейчас не чистят. Но мы же не можем работать на основании предположений и домыслов. Сейчас сформированы научные группы, в частности, в Алтайском крае, будем надеяться, они выявят причины и дадут конкретные рекомендации.
- А наводнения предсказуемы? Вот река Ишим разлилась, причём не в ту сторону, в которую ждали.
-Наводнения более прогнозируемы. Но тут другая проблема.Чтобы от воды защититься, нужно проводить масштабные инженерные работы, ремонтировать и наращивать дамбы. Это огромные средства, не во всех регионах они есть и, конечно, не у всех руководителей естьжелание тратить средства именно на это. Многие рассчитывают, что обойдётся. Не обойдётся! Мы настаиваем и будем настаиватьвпредь, чтобы безопасность людей находилась на первом месте. Большинство проблем из-за того, что кто-то когда-то кому-то разрешил строить дома в пойменной зоне, где делать этого нельзя в принципе!Расселять людей – дорого, поэтому нужно совершенствовать инженерную защиту, проводить дноуглубительные работы. Мы непременно будем следить за этим.С наводнениями справиться можно. Главное – не сидеть и ждать, что само собой как-нибудь обойдется.
Дмитрий Рассказов